Дополнительное образование
в1 классе (6 человек)
по программе ФГОС «Перспективная начальная школа»
из средств федерального бюджета.
Занятий внеурочной деятельности « Умелые руки»
Пояснительная записка.
Программа занятий внеурочной деятельности «Умелые руки» рассчитана на детей 1 класса.
Работу на занятиях планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином. А также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятий «Умелые руки» имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма. Ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа по внеурочной деятельности «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса. А также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки. Сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребенка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Для практической работы отводится большая часть времени – 90%.
Занятия провожу в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, раздаточный материал, образцы поделок. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. К детям осуществляется индивидуальный подход. На занятиях опираюсь на знания, умения и навыки, полученные в школе и дома.
В рабочей комнате постоянно выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Наиболее оптимальная продолжительность работы 40-45 минут.
Основные задачи образовательной программы внеурочной деятельности «Умелые руки» следующие:
- Развитие творческих способностей учащихся
- Привитие интереса к искусству
- Воспитание художественного вкуса и трудолюбия, умения наблюдать и выделять главное
- Совершенствование трудовых умений и навыков.
Календарно – тематический план
Дата | № п.п | Тема занятия. | Кол-во часов |
7.09 | 1 | Беседа «Материалы и инструменты». | 1 |
14.09 | 2 | Аппликация из геометрических фигур. «Собачка» | 1 |
21.09 | 3 | «Аквариум» | 1 |
28.09 | 4 | Сбор осеннихлистьеве. | 1 |
5.10 | 5 | Аппликация «рыбки» из осенних листьев. | 1 |
12.10 | 6 | Бумажный комочек. Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту. «Черепашка» | 1 |
19.10 | 7 | «Грибок». | 1 |
26.10 9.11 | 8 9 | Витая спираль. Объемная аппликация «Солнышко и березка» | 2 |
16.11 | 10 | Петли Ромашка | 1 |
23.11 | 11 | Астра | 1 |
30.11 | 12 | Оперение птиц (петушок). | 1 |
7.12 14.12 |
13 14 | Изготовление новогодних игрушек методом «фонарик» Арбузик | 2 |
21.12 28.12 | 15 16 | Птица | 2 |
11.01 18.01 | 17 18 | Сюжетная аппликация из геометрических фигур. «Лягушонок в водоеме» | 2 |
25.01 | 19 | Пластилиновая аппликация. «Рисуем» жгутиками из пластилина. | 1 |
1.02 | 20 | «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе. | 1 |
8.02 | 21 | Пластилин вместо карандашей и красок. «Рыбка – скалярия». | 1 |
15.02 | 22 | Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. | 1 |
29.02 | 23 | Симметрия. Аппликация из бумаги «Пальмы». | 1 |
7.03 | 24 | Оформление аппликации способом окантовывания. | 1 |
14.03 | 25 | Изготовление открытки «Хризантемы». | 1 |
21.03 | 26 | Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. «Гусеница на яблоке» | 1 |
4.04 | 27 | «Последний листок» | 1 |
11.04 | 28 | Объемное моделирование из коробков и коробочек. «Сова» | 1 |
18.04 25.04 | 29 30 | «Гаврюша». | 2 |
2.05 | 31 | «Мягкая» игрушка из бумаги Божья коровка | 1 |
16.05 | 32 | Осьминожек | 1 |
23.05 | 33 | Зайчик | 1 |
Пояснительная записка
Кружок «Экология и мы»
для младших школьников разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:
- расширение энциклопедических представлений младших школьников;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
- развитие у детей способности к анализу, синтезу, самоконтролю и самооценке своего поведения в природе;
- научить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире;
- воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
- дать представление о неживой природе и её влиянии на растительный и животный мир.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Кружок предназначается для 1 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу.
К концу года учащиеся должны знать:
- Простейшие элементы ориентирования на местности.
- Связь между человеком и природой.
- Природу родного края.
- Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
- Различать изученные группы растений и животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
- Выполнять правила поведения в природе.
- Изготовлять домики для птиц.
- Изготовлять экологические памятки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«Экология и мы» для младших школьников.
Тема | Дата | |
Вселенная и Время – 4 часа.
|
| |
| ||
| ||
| ||
Место обитания и условия существования живых существ– 8 часов. |
| |
| ||
|
| |
| ||
Приспособление живых существ к жизни – 10 часов.
|
| |
|
| |
Знакомимся с охраняемыми растениями – 3 часа.
|
| |
|
| |
Цикличность природных процессов – 3 часа.
|
| |
|
| |
Биоразнообразие – 3 часа.
|
| |
|
| |
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.
|
| |
|
| |
Подводим итоги нашей работы за год – 1 час
|
| |
1. Обобщение основных теоретических знаний и практических дел. Творческая игра «Я знаток природы родного края».
|
|
- 1. Художественно – эстетическое направление
2. 2 Кружок «Волшебный карандаш»
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Пояснительная записка.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание | Дата Проведения |
1 | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. |
|
2 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. |
|
3 | Конкурс на самый красивый фантик. | Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет. |
|
4 | Портрет Зайчика – огородника. | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. |
|
5 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации. |
|
6 | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени. |
|
7 | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. |
|
8 | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа. |
|
9 | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | Отношение к животным. Любимое домашнее животное. |
|
10 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | Карнавал. Карнавальная маска. |
|
11 | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме. |
|
12 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | Видеофильм о цветах. Рисование по теме. |
|
13 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. |
|
14 | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | Представления детей о космосе. Рисование. |
|
15 | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | Прослушивание сказки. Иллюстрации. |
|
16 | Былинные богатыри. Илья Муромец. | Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. |
|
17 | Рисунки на тему: «Зимние забавы». | Рисование по теме. |
|
18 | Рисование на тему: «Подводное царство». | Рисование по представлению на заданную тему. |
|
19 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Прослушивание сказки. Иллюстрирование. |
|
20 | Изготовление афиши к спектаклю. | Знакомство с понятием «афиша». Изготовление афиши. |
|
21 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | Изображение пейзажей родного края. |
|
22 | Рисунок-декорация «Сказочный домик». | Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению. |
|
23 | Рисунки на тему «Любимые герои» | Изображение человека и животных разными художественными средствами. |
|
24 | Рисование на тему «Родина моя». | Передача красоты родного края выразительными средствами. |
|
25 | Изготовление праздничной открытки. | Создание простого подарочного изделия. |
|
26 | Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». | Создание сюжетных композиций на основе |
|
27 | Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов. |
|
28 | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. | Изображение сказочных и фантастических персонажей. |
|
29-33 | Резерв |
|
|
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
«Спортивные и народные игры»
Пояснительная записка
Правильная организация обучения младших школьников имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо невозможно восполнить впоследствии. Требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизиологическим возможностям.
Таким образом, перед начальной школой встала серьёзная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, т. е. всё то, что так необходимо детям младшего школьного возраста. Подвижные спортивные и народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри школы, так и на спортивной площадке.
Подвижные спортивные и народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами являются основой начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Календарно – тематическое планирование на 2011-2012 учебный год
Раздел | № заня- тия |
Содержание занятия | Коли- чество часов |
Дата |
Игры-состязания | 1 | Знакомство. Правила ТБ на занятиях. Игра «Поймай мяч» | 1 |
|
2 | Правила дружбы. Игры «Поймай мяч», «Люблю – не люблю» | 1 |
| |
3 | Правила игры. Игры «Отгадай чей голосок», «Когда я был маленьким» | 1 |
| |
Подвижные игры Игры на внимание
Игры с бегом
Игры на свежем воздухе
Народные игры
Игры с мячом
Игры с прыжками | 4, 5 | Правила вежливости. Игры «Запрещённое движение», «Класс, смирно!» | 2 |
|
6,7 | Игры «Запомни положение», «Цапля – лягушка» | 2 |
| |
8 | Игры «Дедушка и детки», «Штандр» | 1 |
| |
9 | Игры «За флажками», «День и ночь» | 1 |
| |
10 | Игра «Вызов номеров», «Вороны-воробьи» | 1 |
| |
11, 12 | Игры «Шишки, жёлуди, орехи», «Перемена мест» | 2 |
| |
13 | Игра «Два мороза» | 1 |
| |
14 | Игра «Снежки» | 1 |
| |
15 | Игра «Перебежки со снежками» | 1 |
| |
16 | Игра «Сбей колпак» | 1 |
| |
17 | Игра «Ледяная фигура» | 1 |
| |
18 | Игра «Снежная крепость» | 1 |
| |
19 | Игра «У медведя во бору» | 1 |
| |
20 | Игра «Салки» «Третий лишний» | 1 |
| |