Дополнительное образование

в1 классе (6 человек)

по программе ФГОС «Перспективная начальная школа»

из средств федерального бюджета.

 

Занятий внеурочной деятельности « Умелые  руки» 

 

Пояснительная        записка.

Программа занятий внеурочной деятельности «Умелые руки» рассчитана на детей 1 класса.

Работу на занятиях планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином. А также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятий «Умелые руки»  имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма. Ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа по внеурочной деятельности «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса. А также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки. Сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребенка.

На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Для практической работы отводится большая часть времени – 90%.

Занятия провожу в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, раздаточный материал, образцы поделок. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. К детям осуществляется индивидуальный подход. На занятиях опираюсь на  знания, умения и навыки, полученные в школе и дома.

В рабочей комнате постоянно выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Наиболее оптимальная продолжительность работы 40-45 минут.

 

 

Основные задачи образовательной программы внеурочной деятельности «Умелые руки» следующие:

  1. Развитие творческих способностей учащихся
  2. Привитие интереса к искусству
  3. Воспитание художественного вкуса и трудолюбия, умения наблюдать и выделять главное
  4. Совершенствование трудовых умений и навыков.

 

 

Календарно – тематический план

 

Дата

№ п.п

Тема занятия.

Кол-во

часов

7.09

1

Беседа «Материалы и инструменты».

1

 

14.09

2

Аппликация из геометрических фигур.

«Собачка»

1

21.09

3

«Аквариум» 

1

28.09

4

Сбор осеннихлистьеве.

1

5.10

5

Аппликация «рыбки» из осенних листьев.

1

 

12.10

6

Бумажный комочек. Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту.

«Черепашка»

1

19.10

7

 «Грибок». 

1

26.10

9.11

8

9

Витая спираль. Объемная аппликация «Солнышко и березка»

2

 

16.11

10

Петли

Ромашка

1

23.11

11

Астра 

1

30.11

12

Оперение птиц (петушок).

1

 

7.12

14.12

 

13

14

Изготовление новогодних игрушек методом «фонарик»

Арбузик

2

21.12

28.12

15

16

Птица

2

11.01

18.01

17

18

Сюжетная аппликация из геометрических фигур.

«Лягушонок в водоеме»

2

25.01

19

Пластилиновая аппликация.

«Рисуем» жгутиками из пластилина.

1

1.02

20

«Печатаем» рисунки на пластилиновой основе. 

1

8.02

21

Пластилин вместо карандашей и красок.

«Рыбка – скалярия».

1

15.02

22

Мозаика из природного материала на пластилиновой

основе.

1

29.02

23

Симметрия. Аппликация из бумаги «Пальмы».

1

7.03

24

Оформление аппликации способом окантовывания.

1

14.03

25

Изготовление открытки «Хризантемы».

1

21.03

26

Оригами. Складывание полоски и прямоугольника.

«Гусеница на яблоке»

1

4.04

27

«Последний листок» 

1

11.04

28

Объемное моделирование из коробков и коробочек.

«Сова»

1

18.04

25.04

29

30

«Гаврюша». 

2

2.05

31

«Мягкая» игрушка из бумаги

Божья коровка

1

16.05

32

Осьминожек 

1

23.05

33

Зайчик

1

 

 


Пояснительная записка

Кружок «Экология и мы»

для младших школьников разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

  1. расширение энциклопедических представлений младших школьников;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  4. развитие у детей способности к анализу, синтезу, самоконтролю и самооценке своего поведения в природе;
  5. научить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире;
  6. воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
  7. дать представление о неживой природе и её влиянии на растительный и животный мир.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Кружок предназначается для 1 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу.

К концу года учащиеся должны знать:

  1. Простейшие элементы ориентирования на местности.
  2. Связь между человеком и природой.
  3. Природу родного края.
  4. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  1. Различать изученные группы растений и животных.
  2. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
  3. Выполнять правила поведения в природе.
  4. Изготовлять домики для птиц.
  5. Изготовлять экологические памятки.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

«Экология и мы» для младших школьников.


Тема

Дата

 

Вселенная и Время – 4 часа.  

 

 

 
  1. Знакомство. Экскурсия на пришкольный участок.
  2. Планета Земля – наш общий дом.
  3. Солнце – источник тепла и света
  4. Золотая осень. Экскурсия в лес.  
 

 

 




 

Место обитания и условия существования живых существ– 8 часов. 

 

 

  

 
  1. Кто где живёт. Знакомство с понятием «биоценоз».
  2. Воздушный океан.
  3. Без воды нам не прожить.
  4. Биоценоз водоёма. Экскурсия на озеро.
  5. Чудесная почва. Почвы Алтая.
  6. Сказка о Семечке.
  7. Природа – чудесница.
  8. Кто главный в лесу. Живые цепочки.

 

 




 

Приспособление живых существ к жизни – 10 часов.

 

 

 
  1. Зимушка – зима.
  2. У природы зимой нет тайн. (Приспособление организмов к жизни в зимних условиях).
  3. Насекомые.
  4. Жизнь птиц зимой.
  5. Птичий словарь: крылья, лапки, клювы.
  6. Животные: зубы, носы, уши.
  7. Экологические цепочки в лесу.
  8. КВН «Мы друзья природы».
  9. Приспособление растений к жизни на Земле.
  10. Защитные приспособления растений и животных.



 

 

Знакомимся с охраняемыми растениями – 3 часа.

 

 

 
  1. Охраняемые растения Алтайского края.
  2. Лекарственные растения Алтайского края.
  3. Причины сокращения численности и охрана растений.



 

 

Цикличность природных процессов – 3 часа.

 

 

 
  1. Смена времён года.
  2. Сезонный цикл развития растений.
  3. Семена – дети растений.





 

 

Биоразнообразие – 3 часа.     

 

 

 
  1. Разнообразие живых существ Земли.
  2. Царства живой природы.
  3. Загадочный зоопарк.



 

 

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа. 

 

 

 
  1. Изготовление условных знаков, экологических памяток.
  2. Проведение КВН.

 

 

Подводим итоги нашей работы за год – 1 час 





 

 

      1.    Обобщение основных теоретических знаний и практических дел. Творческая игра «Я знаток природы родного края».

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.     Художественно – эстетическое направление

 

2.  2    Кружок  «Волшебный карандаш»

 

Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

-       развитие  воображения, фантазии, художественного вкуса;

-       расширение методов познания окружающей действительности;

-       формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;

-       воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему  миру.

 

Пояснительная записка.

 

   Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

     Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

     На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

 

 

 

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата

Проведения

1

   Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.

 

2

  Рисунки на тему «Я и моя семья»

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.

 

3

  Конкурс на самый красивый фантик.

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.

 

4

 Портрет Зайчика – огородника.

Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.

 

5

  Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

 

6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.

 

7

  Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»  (цв. карандаши)

 Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

 

8

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа.

 

9

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

Отношение к животным. Любимое домашнее животное.

 

10

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Карнавал. Карнавальная маска.

 

11

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме.

 

12

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

Видеофильм о цветах. Рисование по теме.

 

13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

  Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.

 

14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

Представления детей о космосе. Рисование.

 

15

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

Прослушивание сказки. Иллюстрации.

 

16

Былинные богатыри. Илья Муромец.

Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.

 

17

Рисунки на тему:  «Зимние забавы».

Рисование по теме.

 

18

Рисование на тему: «Подводное царство».

Рисование по представлению на заданную тему.

 

19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

  Прослушивание сказки. Иллюстрирование.

 

20

Изготовление афиши к спектаклю.

 Знакомство с понятием «афиша». Изготовление афиши.

 

21

 Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

Изображение пейзажей родного края.

 

22

Рисунок-декорация «Сказочный домик».

Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению.

 

23

Рисунки на тему «Любимые герои»

Изображение человека и животных разными художественными средствами.

 

24

  Рисование на тему «Родина моя».

Передача красоты родного края выразительными средствами.

 

25

Изготовление праздничной открытки.

Создание простого подарочного изделия.

 

26

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

Создание сюжетных композиций на основе

 

27

 Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

 

28

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

Изображение сказочных и фантастических персонажей.

 

29-33

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности в 1 классе

«Спортивные и народные игры»

 

Пояснительная записка

Правильная организация обучения младших школьников имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо невозможно восполнить впоследствии. Требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизиологическим возможностям.         

Таким образом, перед начальной школой встала серьёзная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, т. е. всё то, что так необходимо детям младшего школьного возраста. Подвижные спортивные и  народные игры универсальны, поскольку их проведение  в зависимости от погодных условий возможно как внутри школы, так и на спортивной площадке.

Подвижные спортивные и народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами являются основой начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

 

Календарно – тематическое планирование на 2011-2012 учебный год

 

<… Продолжение »

 

Раздел

№ заня-

тия

 

               Содержание занятия

Коли-

чество

часов

 

Дата

Игры-состязания

1

Знакомство. Правила ТБ на занятиях.

Игра «Поймай мяч»

1

 

2

Правила дружбы. Игры «Поймай мяч», «Люблю – не люблю»

1

 

3

Правила игры. Игры  «Отгадай чей голосок», «Когда я был маленьким»

1

 

Подвижные игры

Игры на внимание

 

 

Игры с бегом

 

 

 

Игры на свежем воздухе

 

 

 

 

Народные игры

 

 

 

 

Игры с мячом

 

 

 

Игры с прыжками

4, 5

Правила вежливости. Игры «Запрещённое движение»,  «Класс, смирно!»

2

 

6,7

Игры «Запомни положение», «Цапля – лягушка»

2

 

8

Игры «Дедушка и детки», «Штандр»

1

 

9

Игры «За флажками», «День и ночь»

1

 

10

Игра «Вызов номеров», «Вороны-воробьи»

1

 

11, 12

Игры «Шишки, жёлуди, орехи», «Перемена мест»

2

 

13

Игра «Два мороза»

1

 

14

Игра «Снежки»

1

 

15

Игра «Перебежки со снежками»

1

 

16

Игра «Сбей колпак»

1

 

17

Игра «Ледяная фигура»

1

 

18

Игра «Снежная крепость»

1

 

19

Игра «У медведя во бору»

1

 

20

Игра «Салки» «Третий лишний»

1