Согласовано: Согласовано Советом Утверждено на
Председатель Комитета школы протокол №5 педагогическом совете
по образованию от 17.05.2011 г : протокол № 4 от 16.05.
Троицкого района Председатель Совета 2011 г:
Алтайского края: школы: Директор школы:
________ Тупикин А.С. ________ Черпакова Т.Н. _______ Мачалин В.И.
Программа
Перспективного развития
Муниципального общеобразовательного учреждения «Вершининсная основная общеобразовательная школа»
Троицкого района Алтайского края
на период с 2011 по 2015 годы
( в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
С. Вершинино
Содержание программы развития школы:
I . Паспорт развития школы
- Законодательная база школы.
- Цели и задачи программы.
- Разработчики и исполнители программы.
- Приоритетные направления Программы.
- Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения.
- Сроки реализации.
- Ресурсное обеспечение реализации программы.
- Информационная справка.
- Особенности управления школы.
- Проблемный анализ деятельности школы.
II. Содержание программы и условия ее реализации
- Переход на новые образовательные стандарты.
- Развитие системы поддержки талантливых детей.
- Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников.
- Совершенствование системы управления школой.
- Совершенствование здоровьесберегающей среды.
- Развитие социального партнерства.
- Информационное сопровождение реализации программы.
III . Этапы реализации программы.
IV. Основные направления работы воспитательной системы школы.
4.1 Структура воспитательной системы.
4.2 Содержание и организация образовательного процесса.
V . Пути решения задач программы.
VI. Оценка результатов программы.
Приложение 1. Концептуальная модель компетентностей педагогов школы.
Приложение 2. Образ выпускника школы.
- 1. Паспорт программы развития МОУ «Вершининская основная общеобразовательная школа»
Программа развития школы является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений на территории РФ и Алтайского края.
Полное наименование программы:
Программа перспективного развития МОУ «Вершининская основная общеобразовательная школа» с. Вершинино Троицкого района Алтайского края с 2011 по 2015 г. ( в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
Законодательная база программы:
● Конвенция о правах ребенка.
● Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
● Закон Российской Федерации «Об образовании».
●Закон Алтайского края «Об образовании»
● Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 21.01.2010 г.
● Стратегия развития системы образования РФ до 2020 г; Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
● Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г № 1089.
● Санитарно – эпидемиологические правила Санпина «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
( постановление от 29.12.2010 г № 189)
● Устав школы , локальные акты ОУ.
Цели программы: Создание оптимальной модели образовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования, развитие практической направленности образовательных программ, повышение качества образования, его доступности и эффективности.
Задачи:
● Создание условий для обновления содержания образования и повышения качества образовательных услуг.
●Обеспечение адаптации школы к современным требованиям.
●Реализация преемственности в сфере образовательных подсистем, представляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимые для его развития.
●Совершенствование системы социально – педагогической и психологической поддержки учащихся школы.
- Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов и учащихся школы.
- Развитие кадрового потенциала школы.
- Сохранять и укреплять здоровье детей в процессе обучения.
- Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.
Управление программой.
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется директором школы, заместителем директора по УВР.
Период реализации программы: 2011 – 2015 годы.
Заказчики программы:
● Отдел образования администрации Троицкого муниципального района, отдел общего образования Алтайского края.
Основные исполнители программы:
● администрация МОУ «Вершининская основная образовательная школа»;
● педагогический коллектив и учащиеся Вершининской школы;
● родительская общественность.
Кем принята программа: Управляющий совет (протокол № 5 от 12.05.2011
Планируемые результаты выполнения программы:
● рост удовлетворенности потребителей образовательных услуг, предоставляемых школой качеством образования;
● повышение качества образования на основе формирования новых образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями времени;
● повышение профессионализма учителей;
● расширение социального партнерства и повышение качества общественно - государственного управления школой;
● полная информатизация образовательного пространства школы;
●достижение устойчивых позитивных изменений сознания учащихся школы, воспитание таких качеств, как культ здорового образа жизни, толерантность, уважение прав и свобод граждан.
II Содержание программы и условия ее реализации.
- 1. Переход на новые образовательные стандарты.
Реализация направления ориентирована на обеспечение уровня образования, отвечающего современному этапу развития науки и техники и требованиям ФГОС второго поколения, формирование личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированным к жизни в обществе и готовым к осознанному выбору и освоению профессиональной деятельности.
Механизм реализации:
В части введения ФГОС второго поколения:
Создание комплекса организационно – методических и психолого-педагогических условий, успешный переход всеми субъектами образовательного процесса на освоение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения.
Разработка системы учебно – методического сопровождения реализации новых стандартов.
Создание системы оценки образовательных достижений учащихся, предусмотренных новыми образовательными стандартами.
В части повышения качества подготовки учащихся к ГИА:
Обеспечение медико – педагогического сопровождения подготовки учащихся к ГИА.
- 2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
Развитие образовательного учреждения в данном направлении осуществляется на основе реализации принципа гуманизации через развитие условий для роста личностных достижении учащихся, поиск новых возможностей для достижения учащимися уровня методологической компетентности.
Подпрограммы направлены на воспитание высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих ценностей, способного к позитивному труду, творчеству и активной общественной жизни, создание благоприятных условий для умственного, нравственного духовного и физического развития личности всемирного развития её способностей.
Механизм реализации:
В части воспитания
исследовательской культуры учащихся:
Формирование исследовательской культуры и методологической компетентности учащихся школы.
Поиск новых возможностей для организации исследовательской и рефлексивной деятельности учащихся.
Развитие навыков сомообразования учащихся.
Создание модели социализации ученика.
Разработка системы стимулирования способных детей.
В части повышения роли дополнительного образования:
Интеграция основного и дополнительного образования за счет создания комплексных программ, направленных на расширение образовательного пространства учащихся , формирование индивидуальных образовательных маршрутов и развитие креативного потенциала.
- 3. Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников школы.
Формирование и развитие высококвалифицированного коллектива педагогов – единомышленников, способного к творческой профессиональной деятельности, направленной на развитие образовательной системы школы, сохранение и преумножение её традиций.
Механизм реализации:
В части совершенствования
методологической культуры учащихся педагогов:
Повышение уровня теоретической подготовки педагогов в области философии педагогики, теории и методики преподавания предметов, современных педагогических технологий.
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности.
Разработка системы конкурсов, презентаций, методических недель и т. д, позволяющих реализовать творческий потенциал педагогов.
В части совершенствования
коммуникативной культуры педагогов:
Формирование умения педагогов устанавливать в профессиональной деятельности гуманистические личностно – ориентированные отношения.
Формирование готовности и умения к конструктивному сотрудничеству с коллегами, родителями, общественностью.
Создание комфортного микроклимата в ходе реализации учебно – воспитательного процесса, способствующего творческой самореализации всех его субъектов.
Формирование ценностного отношения к культурной коммуникации.
Создание социально – педагогических условий для формирования и повышения коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса.
В части внедрения
современных педагогических технологий.
Обеспечение внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, направленных на достижение результатов, отвечающих целям развития личности учащихся.
Обеспечение условий для самореализации учащихся и учителей.
Стимулирование творческой активности учителя и ученика.
Знакомство педагогов школы с современными педагогическими технологиями и возможностью их использовать в образовательном процессе.
Создание условий для успешной инновационной деятельности педагогов школы.
Разработка системы стимулирования педагогов, занимающихся инновационной и исследовательской деятельностью.
- 4. Совершенствование системы управления школой.
Реализация направления направлена на создание материальной базы оптимального функционирования образовательного учреждения. Создание комфортных условий образовательной деятельности для всех субъектов педагогического процесса.
Механизм реализации:
В части создания комфортной образовательной среды:
Создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспититательного процесса.
Ориентация развития школы на ценности демократизации и гуманизации образовательного процесса.
Определение уровня комфортности педагогов и учащихся в школе.
Выявление позитивных и негативных тенденций в развитии образовательной среды школы.
Комплекс управленческих решений по повышению комфортности субъектов образовательного процесса.
Определение согласованного со всеми субъектами образовательного процесса комплекса единых педагогических требований к учащимся.
Согласование педагогических усилий семьи и школы.
В части пополнения материальной базы школы:
Развитие материально – технической базы позволяющей реализовать в полном объеме требования ФГОС второго поколения к условиям реализации образовательного процесса.
В части совершенствования информационного обеспечения и автоматизации управленческой деятельности:
Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы.
Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использованию информации.
Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно – воспитательный процесс школы.
Обновление программного и технического обеспечения компьютерного класса школы.
В части улучшения системы финансирования:
Совершенствование системы финансирования деятельности школы и ее материально – технической базы.
Привлечение средств родителей к совершенствованию материально – технической базы школы.
Обеспечение текущего ремонта классных помещений за счет привлечения средств родителей.
Привлечение спонсорских средств для пополнения материально- технической базы школы.
- 5. Совершенствование здоровьесберегающей среды.
Механизм реализации.
В части укрепления здоровья учащихся:
Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
Разработка и реализация системы здраво – творческих мероприятий, обеспечивающих получение образования без потерь здоровья.
Организация сетевого взаимодействия между школой и учреждениями дополнительного образования, учреждениями здравоохранения и общественностью в сфере формирования здоровья подрастающего поколения.
Вовлечение учащихся в активную деятельность по пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
- 6. Развитие социального партнерства.
Повышение уровня открытости школы и ее самостоятельности на основе расширения социального партнерства, расширения системы государственно – общественного управления и формирование системы финансирования деятельности ОУ на основе сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования.
Механизм реализации:
В части развития системы государственно – общественного управления школой:
Расширение системы социального взаимодействия школы в рамках «образовательного круга».
Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
В части развития системы муниципальной поддержки школы:
Координация усилий школы и муниципальных органов власти в совершенствовании материально – технического и кадрового обеспечения образовательного процесса с целью наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей населения муниципального образования.
Развитие организационных возможностей муниципального округа через создание механизмов взаимодействия ОУ при решении задач воспитания и социальной адаптации учащихся.
Создание механизма общественной поддержки учреждений образования.
- 7. Информационное сопровождение реализации программы.
Основной задачей информационного сопровождения реализации данной программы является наиболее полное и объективное информирование жителей с. Вершинино о работе школы, осуществление «обратной связи» с родителями и доведение информации до органов образования с целью учета потребности населения и образовательных услугах. Общественный контроль за деятельностью школы осуществляется через публичные отчеты, сайт школы.
На родительских собраниях , родительского комитета школы проводится публичное обсуждение вопросов модернизации и развития школьной системы образования.
- достижение устойчивых позитивных изменений сознаний учащихся школы, воспитание таких качеств, как культ здорового образа жизни, толерантность, уважение прав и свобод граждан. | |
Сайт создан по технологи | |
III Этапы реализации программы развития школы
Этапы и сроки | Цель | Содержание | Результаты |
Май 2011 г
2011г- 2012 г уч. год | Выявление перспективных направлений школы и моделирование ее нового качественного состояния.
Введение ФГОС |
2011 г -1 кл 2012 – 2 и 5 кл 2013 – 3 и 6 кл 2014 – 4 и 7 кл 2015 – 8 кл
| Разработка Программы развития школы и принятие ее на совете школы.
Создание образовательной программы, локальных актов и др. нормативных документов, регулирующих развитие и функционирование каждой ступени школы |
2012 - 2015 | Переход школы в новое качественное состояние |
- в нач.школе «Перспективная начальная школа» в рамках введения ФГОС; - дифференцированное обучение; -проблемное обучение; ИКТ и др.
спортивного инвентаря в соответствии с потребностями школы | Достижение желаемых результатов моделей школы и выпускника |
Обобщающий 2015г | 1.Анализ достигнутых результатов. 2.Определение перспектив дальнейшего развития школы | 1. Сопоставить модели школы и выпускника с реальным состоянием. 2. Анализ достижений и неудач, разработка новой модели школы (или корректировка предыдущей) 4. Обобщение опыта работы лучших педагогов школы. 5. Разработка путей достижения новых результатов | 1. Внедрены ФГОС общего образования; 2. Обеспечить рост уровня качества образования: с 28% до 50 %; 3. Качественное обновление содержания образования. 4. Повышение ИКТ – компетенстности педагогов и учащихся; 5. Повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием. 6. Расширение перечня дополнительных услуг: охват учащихся – 90 %.
|
Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения.
IV Основные направления работы воспитательной системы школы
Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.
Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире. Именно в досуговой внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства, главной целью которого является личность каждого ученика, приобщение к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение сохранять уважение друг к другу, взаимодействие, стремление к взаимодействию.
4.1Структура воспитательной системы.
1.Целенаправленность в воспитательной работе.
Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса.
2.Основные методы воспитания.
а) Единые педагогические требования;
б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя;
в) Педагогическая индивидуальная поддержка.
3. Школьная воспитывающая среда.
а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого классf
,) Традиции школы.
4. Воспитательные центры.
5.Воспитание на уроке.
6.Система работы классного руководителя.
а) Согласованность воспитательных целей с общими;
б) Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы;
в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки.
4.2Содержание и организация образовательного процесса.
1.Содержание и организация начального образования.
Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.
Социальная компетенция
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Общекультурная компетенция
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Коммуникативная компетенция
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированость первичных навыков саморегуляции.
Учебный план, его инвариантная и вариантная части.
Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:
- гуманизации;
- гуманитаризации;
- оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов;
- непрерывности и поступательности;
- дифференциации;
- интеграции;
- культуросообразности.
Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:
- история, чтение для формирования социальной компетенции;
- язык и чтение для формирования коммуникативной компетенции;
- музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования общекультурной компетенции;
- физическая культура и ОБЖ для формирования социальной компетенции
- все учебные предметы для формирования общекультурной компетенции.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе программы «Перспективная начальная школа»
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
- формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества;
- в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.
Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы:
- приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
- методы диалога;
- приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
- игровые методы;
- рефлексивные приемы и методы;
- методы диагностики и самодиагностики.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы.
В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает нравственное воспитание учащихся. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу создать школу разных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей. Педагогический коллектив школы считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на формирование личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями.
2.Содержание и организация основного общего образования
Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени.
Ценностно-смысловая компетенция.
Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.
Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационные компетенции.
При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Общекультурная компетенция.
Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Учебный план, его инвариантная и вариантная части
Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана (БУП – 2004) и соответствующий им набор учебных предметов. Увеличена гуманитарная составляющая в 5, 6, 7, 8, 9 классах. В вариативную часть учебного плана включены факультативные, и элективные курсы, индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и и… Продолжение »