Образовательная программа начального образования

«Перспективная начальная школа»

1 класса  на 2011-2012

 

Пояснительная записка

В соответствии с «Законом об образовании» учебный план школы отражает структуру и направленность содержания образовательного процесса МОУ «Вершининская основная общеобразовательная школа» на 2011-2012 учебный год. Учебный план составлен на основании нормативных документов:

  1. Типовое положение об образовательном учреждении; 
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  1. Приказ Минобрнауки России №2080 от 24.12. 2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
  2. Письмо Министерства образования РФ от 22.02.99г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»; 

Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001 О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение  учиться. Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение применять, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности  с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

 

 

Учебный план для 1-х классов отражает особенности образовательных программ начального общего образования по программе «Перспективная начальная школа».

 

  1. 1.       Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:

 

1.Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

  1. 2.         Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.
  2. 3.         Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности  повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и        художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);
  3. 4.         Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для                    вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных    программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить  основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся  получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.
  4. 5.         Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.
  5. 6.         Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

 

 

2. Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа».

 

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).

Кроме того, к комплектности относится: использование единой системы обозначений во всех учебниках УМК; использование единой системы практических задач; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону словарей; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой – сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют различные варианты выполнения поставленных задач, разные точки зрения (что важно при объяснении нового материала); общий метод проектов.

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Для этого разработана система практических задач (математика, информатика, окружающей мир), в которой взаимно увязываются представления и понятия из всех образовательных областей.

Интерактивность – совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока – методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к Интернет-адресам, которые представлены в учебниках комплекта.

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Интеграция является основой разворачивания учебного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою предметную, но и общую «картину мира»: математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т.д.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию личностных результатов и УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

 

 

 Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

 

Личностные результаты характеризуются сформированностью основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и историю России; готовностью и способностью обучающихся к саморазвитию, сформированностью мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развитием навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитием самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; сформированностью установки на безопасный, здоровый образ жизни, на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения Основной образовательной программы начального общего образования должны отражать сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметных понятий.

Предметные результаты включают систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира, и освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

 

3.  Структура организации учебного года и его продолжительность

 

            Учебный год делится на четыре неравные по продолжительности четверти. Самая продолжительная третья четверть длится от 10 до 11 недель. Самая короткая вторая – 7 недель. Учебный год начинается с 1 сентября, для учащихся 1-х классов учебный год завершается 25 мая, остальные классы завершают учебные занятия 31 мая.

Продолжительность учебного года в первом классе – 33 недели,

во 2 – 4 классах – 34 рабочих недели при 5 – ти дневной рабочей неделе

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. В связи с профилактикой переутомления учащихся 1-х классов организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Сроки и продолжительность каникул определяется в соответствии с приказом  Комитета по образованию Троицкого района Алтайского края.

Режим работы, продолжительность урока

 

Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут, для 2 – 4 классов – по 45 минут. Режим работы начальной школы определён пятидневной учебной неделей.

В целях выполнения требований ФГОС для учащихся 1 класса организована  группы продлённого дня. Дети находятся в группе до 14 часов 30 минут.

Режим работы 1-х классов.

 

Время

Мероприятия

9.00 – 9. 35

1 урок

9.35 – 9.55

Завтрак

9.55– 10.30

2 урок

10.30 – 10.40

перемена

10.40 – 11.15

3 урок

11.15 – 11.35

обед

11.35-12.00

Динамическая пауза

12.00-12.35

4 урок

Внеурочная деятельность

12.35 – 12.55

Прогулка, игры на свежем воздухе

12.55– 13.30

1 занятие

13.30- 13.40

Перемена

13.40 – 14.15

2 занятие

14. 15-14.30

Уход домой

 

 

.

4.  Учебная программа и учебные пособия

 

Программа по предмету составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, концепции комплекта  « Перспективная начальная школа»

 

        Структура и задачи, которые обеспечивает учебный план

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляющаяся участниками образовательного процесса.

Обязательная часть  учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

 

· формирование гражданской идентичности обучающихся;

• их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

• готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице.

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке   как   основе   национального   самосознания.   Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных   умений,   нравственных   и   эстетических чувств, способностей к творческой

2

Математика и информатика

Развитие математической  речи,  логического  и алгоритмического    мышления,    воображения,    обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

3

Обществознание и естествознание

Формирование    уважительного      отношения      к      семье, населенному   пункту,   региону,   России,   истории,  культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.  Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего   места   в   нем.   Формирование   модели   безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных    и     чрезвычайных    ситуациях.      Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения

Эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4

Искусство

Развитие       способностей       к       художественно-образному, эмоционально-ценностному       восприятию       произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

5

Технология

Формирование   опыта   как   основы   обучения   и   познания, осуществление    поисково-аналитической    деятельности    для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование      первоначального       опыта    практической преобразовательной деятельности

6

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному     и     социальному     развитию,     успешному обучению,   формирование   первоначальных   умений   саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки  на сохранение  и  укрепление  здоровья,  навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

5. Учебный план

 

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность во второй половине дня.

Создаваемый с учетом особенностей учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»  учебный план (обязательная часть) отражает содержание образования в 1-х классах,  которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся;
  • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведении в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Используемый для достижения поставленных целей учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» включает в себя рекомендованные МОН РФ учебники для 1-х классов, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы (Приказ Минобрнауки России №2080 от 24 декабря 2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).

 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.  Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя  внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня на базе  образовательного учреждения, и составляет 10 часов.  

Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность  организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное - 2 часа,
  • общеинтеллектуальное – 2 часа,
  •  художественно-эстетическое - 4 часа.
  • Исследовательское – 2 часа

Спортивно-оздоровительное направление обеспечивается спортивными играми, кружком «Азбука здоровья»;   общеинтеллектуальное – кружком «Умники и умницы» и исследовательским кружком «Юные исследователи»; художественно-эстетическое – кружками «Волшебные краски», «Лейся, песня» . Данные занятия проводятся по выбору учащихся и их родителей. 

 

Учебный план 1-х классов

Предметные области

Учебные предметы

 

1

 

Филология

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

2

ИТОГО

20

Форма организации внеурочной деятельности

 

Спортивные игры

2

Кружок «Умники и умницы»

2

Кружок «Юный исследователь»

2

Кружок «Волшебные краски»

2

Кружок «Лейся, песня »

2

ИТОГО:

10

Всего к финансированию:

30

 

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

 

Издательством «Академ книга» для 1 – 4 классов выпускается комплект учебников «Перспективная начальная школа», представляющих собой целостную  модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющих полное программно – методическое обеспечение. Комплект реализует Федеральный компонент содержания. Учебники и учебные пособия полностью соответствуют Базисному учебному плану.

Учебно – методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность. Надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы, для того,  чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение. Учебный комплект построен на современных достижениях педагогической теории и практики, относящихся  прежде всего к области гуманной педагогики, и на исключительно ценных традициях отечественной школы. Именно такой базис обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета.

 

 

Утверждено:                                                                                           Утверждено:

педагогический совет школы                                                                 директор школы:

протокол № 3 от 23.03.2011 г                                                      __________ Мачалин В.И.

 

Учебники, используемые при обучении в МОУ «Вершининская основная общеобразовательная школа»

 на 2011 – 2012 учебный год.

 

№ п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования

 

Учебники, принадлежащие к системе учебников

 

Перспективная школа

 

 

Русский язык

 

  1.  

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука

1

Академкнига/Учебник

  1.  

Чуракова Н.А. Русский язык

1

Академкнига/Учебник

Литературное чтение

 

  1.  

Чуракова Н.А. Литературное чтение

1

Академкнига/Учебник

 

Математика

 

  1.  

Чекин А.Л. Математика

1

Академкнига/Учебник

Окружающий мир

 

  1.  

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир

1

Академкнига/Учебник

  1.  

Рогозина Т.М.     Технология

1

Академкнига

  1.  

Черникова Т.В., Кузнецова Т.В.

Музыка

1

Академкнига

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz